Текст взят из журнала "Православный собеседник" 1860 года,
часть третья, страницы 331 по 354
часть третья, страницы 331 по 354
Возможным правообладателям
ДРЕВНІЯ РУССКІЯ ПАСХАЛІИ
НА ОСЬМУЮ ТЫСЯЧУ ЛѢТЪ ОТЪ СОТВОРЕНІЯ МІРА.
Извѣстно, что въ концѣ XV вѣка, когда, по византійскому счисленію, исполнялась седмая тысяча лѣтъ отъ сотворенія міра, у насъ въ Россіи ждали втораго пришествія Христова. Главнымъ основаніемъ этихъ ожиданій служила тогдашняя пасхалія, которая доведена была только до седмитысячнаго года отъ сотворенія міра, и въ которой противъ этого года было написано: «здѣ страхъ! здѣскорбь! Аки въ распятіи Христовѣ сей кругъ бысть, сіе лѣто и на концѣ явися, въ нежечаемь и всемірное твое пришествіе» (1). Когда седмитысячный годъ отъ сотворенія міра(1492 отъ P.X.)
прошелъ благополучно, а сънимъ «извелася» u пасхалія, дѣло составленія новой пасхаліи получило особенную важность.Нужно было самою же пасхаліею доказать неосновательность той мысли, какую давала простымъ умамъ прежняя пасхалія, именно,будто конецъ пасхаліи предвѣщаетъ и кончину міра. «Простые люди», дѣйствительно, боялись не только прямаго предсказанія пасхалі и облизкой копчинѣ міра, но и конца самой пасхаліи. Они думали, что, пасхалія есть непосредственно-божественное произведеніе, искони данное въ руководство людямъ для опредѣленія времени празднованія пасхи — на 7000лѣтъ, и что, по прошествіи седмой тысячилѣтъ, съ концомъ пасхаліи необходімо послѣдуетъ и кончина міра (2).
И это не случайность. Въ самихъ же этихъ пасхаліяхъ мы находили ясныя указанія на то, что въ Греціи неравнодушно ожидали конца седмой тысячи лѣтъ отъ созданія міра. Такъ въ одной пасхаліи,содержащей (въ отдѣльныхъ кружкахъ для каждаго года) указанія дней пасхи и соединенныхъ съ нею праздниковъ отъ 6828 (1520по P.X) до 7000 года отъ сотворенія міра,за этимъ послѣднимъ годомъ написанъ кружекъ, въ которомъ содержится уже только скорбный возгласъ о тѣхъ, кто доживетъ доэтого времени: «горе, горе достигшимъ до конца вѣковъ»(4). Другая подобная пасхалія,написанная въ 1439 году монахомъ Каллиcтомъ, имѣетъ такое надписаніе: «пасхалія съ Богомъ начинающаяся отъ настоящаго времени до исполненія седми тысячъ лѣтъ». Конецъ этой пасхаліи утраченъ, но судя по заглавію и по тому, что монахъ Каллистъ жилъ незадолго до конца седмой тысячи лѣтъ, можно догадываться, что въ заключеніи и этой пасхаліи выражена была скорбная мысль о предстоящей кончинѣ міра (5).Такія опредѣлительныя предположенія о времени кончины міра были высказываемы еще въ первые вѣка Христіанства. Основная мысль для этихъ предположеній встрѣчается уже въ посланіи Варнавы. Это - мысль о преобразовательномъ значеніи седми дней творенія въ отношеніи ко времени всего существованія міра «Такъ какъ тысяча лѣтъ предъ Богомъ, яко день единъ (Псал. 89, 5), говорится въ посланіи Варнавы, то Богъ какъ сотворилъ міръ въ шесть дней, токъ и совершитъ все въ шесть тысячъ лѣтъ... И какъ Богъ почилъ въ седмой день, такъ въ седмойже день (міра = тысящелѣтіе) почіетъ Онъ, когда придетъ Его Сынъ и прекратитъ время беззаконнаго, осудитъ нечестивыхъ и измѣнитъ солнце, луну u звѣзды. А осьмой день,въ который воскресъ Іисусъ, предъизображаетъ новый міръ сь началомъ осьмаго тысячелѣтія»(6). Эта мысль, съ незначительными видоизмѣненіями не столько въ содержаніи, сколько въ образѣ раскрытія, была непрерывно повторяема во всѣ христіанскіе вѣка, — до самаго конца седмаго тысящелѣтія. Ириней, жившій въ концѣ II и въ началѣ III в., говоритъ: «во сколько дней созданъ міръ, чрезъ столько же тысячъ лѣтъ послѣдуетъ и кончина его. Поэтому и говоритъ писаніе: И совершишася небо и земля, и всеукрашеніе ихъ. И соверши Богъ въ день шестый діьла своя, яже сотвори: и почивъ день седмый отъ всѣхъ дѣлъ своихъ(Быт. 2, 1. 2.). И это есть не только повѣствованіе о прошедшемъ, но и пророчество о будущемъ»(7).
Примечания
______________________________________
Если при данной публикации были нарушены права на публикацию, свяжитесь с автором блога через обратную связь или твиттер.
Сноски
Въ III вѣкѣ также встрѣчаемъ попытки опредѣлить, въ какой именно годъ послѣ P.X.исполнится шесть тысячъ лѣтъ отъ сотворенія міра и, слѣдовательно, настанетъ конецъ міра. По мнѣнію Ипполита,— которое еще прежде было высказано Юліемъ Африканомъ и писателемъ апокрифическаго евангелія Никодима (8), - отъ сотворенія міра до Христа прошло 5800 лѣтъ. Поэтому, держась мнѣнія о тысящелѣтнихъ дняхъ міра, предъизображенныхъ шестью днями творенія, Ипполитъ полагалъ, что спустя 500 лѣтъ отъ P. X. явится антихристъ (9). Св. Кипріанъ, хотя и говоритъ,что кончина міра будетъ послѣ седми тысячъ лѣть отъ его созданія, но согласно съ Ипполитомъ утверждаетъ, что царство антихриста уже близко, и что гонимые христіане скоро должны будутъ вести брань съ послѣднимъ врагомъ имени Христова (10). Въ сочиненіи св.Меѳодія патарскаго, которое называется:«собесѣдованіе десяти дѣвъ», въ подтвержденіе мысли о кончинѣ міра въ седмой тысячѣ лѣтъ,предлагается таинствевное толкованіе ветхозавѣтнаго праздника кущей (Лев. 23, 34,42).Этотъ праздникъ, говоритъ св. Меѳодій, совершался въ седмой мѣсяцъ по собраніи плодовъ, и предъизображалъ совершеніе міра въседмомъ тысящелѣтіи, какъ истинный великій праздникъ кущей. Первый день законнаго праздника кущей означаетъ воскресеніе и судъ, когда тѣло, — наша куща, поверженная грѣхомъ въ землю, опятъ возстанетъ, если оно украшено плодами добродѣтелей, какъ куща вѣтвями (въ праздникъ кущей), и мы получимъ тѣло воскресшее, — нашу вѣчную кущу,въ которой и будемъ праздновать со Христомъистинную субботу, или тысящелѣтній покой;наконецъ, тѣла наши получатъ ангело-подобный видъ, и мы войдемъ въ пренебесный домъ Божій (11).
Въ IV вѣкѣ согласно съ посланіемъ Варнавы говорятъ о кончинѣ міра Лактанций и Юлій Иларіанъ. Первый, сравнивая дни творенія съ эпохами продолженія міра, изобаражаетъ седмое тысящелѣтіе, какъ уже прибли - жающееся время водворенія на землѣ правды и покоя (12); послѣдній, на основаніи Апокалипсиса 20:2,5,6, утверждаетъ, что, по истечении шести тысячъ лѣть будетъ первое воскресеніе праведныхъ — для наслажденія благами тысячелѣтняго царства, въ продолженіи котораго сатана будетъ связанъ; затѣмъ послѣдуетъ всеобщее воскресеніе, судъ и устроеніеноваго неба и новой земли(13).
Основаніемъ хронологическихъ вычисленій для опредѣленія времени кончины міра служила также притча Спасителя о виноградникѣ(Матфея 20), при объясненіи которой принимали — день за все продолженіе міра (въ 6000 лѣтъ),а часы за историческія эпохи, (въ 300 лѣтъ).Одиннадцатый часъ, въ который хозяинъ виноградника въ послѣдній разъ вышелъ на торжище для найма дѣлателей въ свой виноградникъ, означаетъ, по объясненію Оригена (14), время рожденія Спасителя. Иларій, въ толковании на эту притчу, говоритъ (15), что какъ одиннадцатый часъ относится къ цѣлому дню изъ двѣнадцати часовъ, такъ 5500 лѣтъ до Рождества Христова ко всему продолженію міра въ 6000 лѣтъ; значитъ, отъ P. X. до кончины міра, по мнѣнію Иларія, оставалась одна двѣнадцатая часть времени, назначеннаго для существованія міра, т. е. 300 лѣтъ. Этотъ-то послѣдній (двѣнадцатый) часъ міра, по словамъ Іеронима (16), и разумѣетъ Іоаннъ богословъ, когда говоритъ: Дeти, послeдняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет, и нынe антихристи мнози быша, от сего разумeваем, яко послeдний час есть (1 Іоан. 2, 18).
Впрочем, уже въ IV вѣкѣ мы находимъу нѣкоторыхъ, и —нужно замѣтить—знаменитѣйшихъ, Отцевъ Церкви не хронологическое, а символическое изъяснение прообразовательного значения седми дней міро-творенія. По такому объясненію, шесть дней творенія и седмой день покоя Божія служатъ прообразомъ настоящаго и будущаго вѣка только по внутреннему соему значенію, т. е. предъизображаютъ вѣкъ настоящій, только какъ (неопредѣленное) время дѣланія и вѣкъ будущій, какъ безконечный покой праведныхъ. Такъ св. Аѳанасій в.говоритъ, что христіане, совершая жизненный путь чрезъ шесть дней, въ которые созданъ былъ міръ, достигаютъ седмаго дня, т. е. субботы, съ которою настанетъ истинный покой (17). Подобнымъ образомъ св. Григорій нисскій въ объясненіи надписанія 6-го псалма: о осмомъ,(которое также служило основаніемъ для хронологическихъ гаданій о времени кончины міра), говоритъ: число восемь означаетъ начало вѣчной жизни, потому что оно слѣдуетъ за седмеричнымъ числомъ, которое есть число настоящей временности, такъ какъ время намѣряется круговымъ теченіемъ седми дней (18).
Сноски
_____________________________________________________________________________
8
Попытки опредѣлить время кончины міра не оставались и безъ прямаго опроверженія. Съ особенною силою возстаетъ противъ нихъ блаженный Августинъ (19). Он критически разбираетъ различныя предположенія о времени втораго пришествія Христова, (которое, по мнѣнію однихъ, должно было послѣдовать спустя 400, по другимъ 500, потретьим 1000 лѣть отъ вознесенія Христова), признаетъ всѣ эти предположенія произвольными людскими мудрованіями и приходитъ къ одному неопровержимому заключенію, что время кончины міра неизвестно, какъ и учитъ Христосъ(Дѣян. 1, 7. Мѳ. 24, 36) и апостолъ Павелъ(I Сол. 3, 2). Патріархъ Фотій не одобряетъ также Ипполита за его мнение о кончинѣ міра по истеченіи шестаго тысящелѣтія и вобще говоритъ, что попытки узнать тο, очем не сказалъ самъ Господь ученикамъ своимъ, служатъ доказательствомъ человѣческаго невѣдѣнія, а не просвѣщеніи свыше (20).
Шеститысячный годъ отъ сотворенія міра прошелъ, по не прошли съ нимъ пытливыя гаданія о вреиени кончины міра. Эти гаданія перенесены были на тысячный годъ отъ Рождества Христова и на седмятысячный отъ сотворенія міра. Перваго мнѣнія, основаніемъ котораго служили слова Апокалипсиса о связаніи сатаны на тысячу лѣтъ (20, 2), держались преимущественно на Западѣ (21). Послѣднее мнѣніе было въ большомъ ходу на Востокѣ. Оно встрѣчается въ различныхъ апокрифическихъ сказаніяхъ, въ сочинениях святыхъ (напр. Андрея юродиваго), въ сочиненіяхъ исторических, аскетическихъ и, какъ мы уже видѣли, въ пасхаліяхъ. Напр. Кедринъ, живший въ XI вѣкѣ, въ началѣ своей исторіи говоритъ о седмомъ днѣ творенія, какъ о прообразѣ седмаго тысящелѣтія и упраздненія грѣха, — при чем ссылается на Иосифа (Флавія?) и на апокрифическую книгу: малое бытіе (22). Но такъ какъ Кедринъ самъ жилъ около половины седмаго тысящелѣтія, которое,слѣдовательно, не могло представляться ему временемъ будущимъ, то, надобно полагать,онъ принимаетъ седмое тысящелѣтіе за ту таинственную тысячу лѣтъ покоя праведныхъ,о которой говорится въ Апокалипсисѣ (гл, 20) и которая, по объясненію нѣкоторыхъ учителей Церкви (23), началась уже со времени явленія Христова, или съ эпохи торжества Христіанства надъ язычествомъ. Въ XII в. Григорій, епископъ коринѳскій, находилъ прообразъ будущаго вѣка въ праздникѣ пятидесятницы:«какъ пятидесятницѣ, говоритъ онъ, предшествуютъ седмь дней воскресныхъ, такъ и настоящей жизни назначено седмь тысящелѣтій отъ сотворенія міра до его кончины и всеобщаго воскресенія» (24).
Къ томуже роковому семитысячному году приходили пытливые люди и другимъ путемъ, — посредствомъ численнаго значенія буквъ, заключающихся въ именахъ Моисея, ветхозавѣтнаго законодателя, и Христа, основателя новаго завѣта, и въ словѣ σταυρος - крестъ. «Нужно знать, говорится въ одной греческой рукописи XII или XIII в., что имя Моисей, переведенное на числа, даетъ 1648, и усмотрѣно, что законъ Моисеевъ дѣйствовалъ столько именно лѣтъ. А имя Христосъ, сосчитанное такимъ же образомъ, даетъ 1480. И тѣ, которые составили такія толкованія, говорятъ, что стольно же лѣтъ отъ воплощенія Господня будетъ имѣть силу Евангеліе Христово. Другіе, сосчитывая слово - σταυρος, получаютъ 1271 и говорятъ, что почитаніе честнаго креста продолжится именно столько лѣтъ отъ того времени, когда на немъ пригвожденъ былъ Христосъ. Которое изъ этихъ двухъ счисленій истинно, до того времени и долженъ продлиться настоящій вѣкъ, какъ мы знаем изъ Писанія». Тоже самое говоритъ объ этихъ трехъ именахъ и объ ихъ численномъ значеніи другая современная греческая рукопись. Но здѣсь для опредѣленія времени пришествія антихриста всѣ числа слагаются вмѣсте, а не противополагаются одно другому. Такъ какъ число имени σταυρος исполнилось въ 6805 , а имени Христосъ — въ 6980 году отъ сотворенія міра, то сочинитель думаетъ, чтосъ 6805 года начнется ниспроверженіе христіанской вѣры, а въ 6980 году она совершенно исчезнетъ (παντελω η πισις φευ, αμαυ ωζηταται). В этот темный период времени возстанутъ цари, описанные въ книгѣ св. Андрея Христаради-юродиваго. Остальные двадцать лѣтъ седмаго тысящелѣтія будутъ исполнены всякаго нечестія и воздвигнутъ гнѣвъ Божій. И въ бѣдствіе беззаконія людей этого времени придетъ антихристъ и найдетъ ихъ готовыми къ принятію его. Третья рукопись, предлагая подобныя же вычисленія, внушаетъ читателю обращать вниманіе и на судьбы міра, какъ на знаменія близкой кончины его, — въ особенности на то, не угрожаютъ ли царствующему граду(Константинополю) какія нибудь бѣдствія (25):вотъ поводъ ко всѣмъ этимъ вычисленіямъ, ожиданіямъ и страхамъ! Къ Царьграду ближе и ближе подступали тогда невѣрные н надъ св. Софіею уже поднималась луна магометова...
Въ XIV вѣкѣ мнѣніе о кончинѣ міра съ концомъ седмаго тысящелѣтія перешло даже въ богослужебныя книги греческой Церкви. Никифоръ Каллистъ въ сниаксарѣ своемъ на недѣлю мясопустную хотя и говоритъ, что время втораго пришествія Христова никому не извѣстно, но потомъ прибавляетъ:"говорят, что оно совершится после седмой тысячи". Понятно, что эта мысль, так часто и давно повторяемая слишком близко касалась пасхаліи. Въ самомъ дѣлѣ, если міръ простоитъ только до конца седмаго тысящелетия, то зачѣмъ продолжать пасхалию надальнѣйшіе годы (26)? Притомъ же, составители пасхалий, которые должны были имѣть нѣкоторыя астрономическія свѣдѣнія, вѣроятно, и сами находили подтвержденіе общему мнѣнію въ таинствахъ своей науки, которая любила тогда гадать о судьбахъ міра по планетамъ (27) И вотъ, мысль о кончинѣ міра по истеченіи седмаго тысящелѣтія зашла и въ пасхалию.
У насъ въ Россіи, посредствомъ переводовъ древнецерковной греческой письменности, сдѣлались извѣстны почти всѣ выше изложенныя толкованія и предположенія. Довольно прочитать осьмое, девятое и десятое слово Іосифа волоколамскаго на еретиковъ жидовствующихъ, чтобы видѣть, какъ разнообразны были источники, изъ которыхъ наши предки почерпали свон гаданія о кончинѣ міра съ концомъ седмаго тысящелѣтія (28). Но пасхалія, при своемъ практически-церковнонъ значеніи, должна была самою рѣшительностію и, такъ сказать, наглядностію своего предсказанія (она доведена была только до конца седмой тысячи) производить особенно сильное впечатлѣніе на большинство русскаго народа. Это впечатлѣніе не утратило своей силы, въ извѣстномъ отношеніи, и послѣ того, когда время показало несостоятельность предсказанія на пасхаліи. Простой народъ уже какъ-бы сроднился съ мыслію, что конецъ пасхаліи находится въ роковой связи съ кончиною міра. Против этой народной мысли и направлены первыя русскія пасхаліи ва осьмую тысячу лѣтъ.
Продолжение следует...
Идет работа над последней частью статьи, очень плохое качество скана, приходится буквально перепечатывать заново. Также очень тяжело различить, сноски и греческий текст.
0 коммент.:
Отправить комментарий